«Андрей Ремнев» — почти тотальная рифма к «Андрей Рублев». Это не попытка вознести или пошутить. Такая ассоциация возникла у меня, когда я задумался о карнации Ремнева: он редкий современный художник, у коего она есть. Своя и стилеобразующая – как у Рублева была его особая темная карнация, чаще называемая применительно к иконописи личным письмом.
Карнация – это манера писать лица и руки и вообще плоть, составляя краски так, что они задают тональность колориту, объединяя картину в теплой или холодной гамме, в глубоких и бархатистых или непроницаемо- фарфоровых тонах. Она связана с искусством лессировок, но это больше, чем лессировки – впрочем, и ими мало кто нынче себя утружает, а Ремнев умеет и любит. Своя карнация – это когда личнóе письмо становится личным и выдает руку мастера еще до того, как увидишь подпись или сюжет и композицию. Карнация в лицах Ремнева своим сочетанием холодноватого розового цвета зари полунощных стран и оливково-зеленоватого, как у Чимабуэ или Дуччо, навевает ощущение бесплотной чистоты, как то было у художников дученто или треченто. В этом отношении Ремнев предстает прерафаэлитом – и прерафаэлитом значительно более дорафаэлевским, нежели Росетти и его круг с их чувственными образами, намного превзошедшими в телесности нелюбимую ими Форнарину, толстоватую рафаэлеву булочницу.
Фигуры Ремнева с их неподвижностью или замедленной манекенно-статуарной пластичностью существуют в особом статичном пространстве, где время остановлено, а атмосфера ясна и прозрачна до безвоздушности. Его тела вызывают ассоциации с героями Пьеро делла Франческа, молчаливо и недвижно участвующими в некоем сакральном миракле, – вспомните хотя бы фигуры Пьеро в «Бичевании» или «Вознесении». Этот неторопливый ритм жизни в картинах Ремнева можно описывать словами из старого словаря по искусству: предстояние или sacra conversazione (священное собеседование). Таков его не раз повторяющийся мотив встречи.
В одноименной картине 2016 года обнимающиеся женщины, иератически прямые и сдержанные, навевают воспоминание о беседе Марии и Елизаветы. Здесь эта встреча происходит на фоне широкой спокойной реки – вероятно, Волги, по берегам которой стоят русские избы и шатровые колокольни. Вода и небо, а главное – платье молодой женщины справа полны розовато-кремовых валёров, напоминающих топленое молоко и отблески зари одновременно. Возможно, правая (т.е. пришедшая с востока) фигура и есть заря Аврора и в то же время Мария. Возможно, ее встречают и величают не только Елизавета с антуражем, но и синие крылатые существа на златотканых их платьях: лев, телец, орел и ангел – символы евангелистов, а также белый единорог, кажется, спрыгивающий навстречу девственнице.